Эссе

А знаете ли Вы, чему учат в современной школе?
Уверены — знаете!
Но знаете ли Вы, чему можно учить в современной школе? И не удивляйтесь, пожалуйста! Оказывается, можно учить любить! Любить в другом ученика и учителя… Любить в себе учителя и ученика…

О.А.Казанский

          Любовь – начало всех начал. И педагогика не стала исключением. Ведь если задуматься, то приходишь к выводу, что без любви жизнь любого человека в любом окружении теряет, ну если не смысл, то интерес – точно. А ведь школа – это целая жизнь – жизнь для учителя, жизнь для учеников… Именно поэтому так важно наличие этой любви в школе – любви педагога к своей деятельности, учеников – к своей, по-дружески теплые отношения между учеником и учителем. Я думаю, при этих словах у некоторых из нас может промелькнуть мысль о том, что учить любить должны, прежде всего, родители. Есть в этом своя правда. Но, к сожалению, так бывает не у всех и не всегда. Каждый ребенок учится всему, прежде всего, у своих родителей, всему учится в своей семье. И, если в семье нет духовности, нет любви и теплых отношений, то задача научить всему этому ложится на плечи педагога. Такой педагог должен прожить жизнь рядом с учениками. Не учить их, не натаскивать, а именно прожить с ними жизнь, в которой бывают, как говорят, «белые» и «черные» полосы, легкие и сложные этапы, взлеты и падения. А тут еще сложный иностранный язык, где все такое чужое. И даже, когда в школе бывает трудно, но есть любимые учителя, на чьи уроки дети спешат, то школьные годы останутся для ребенка той светлой полосой в жизни, несмотря на его порой недетские проблемы. И если дети по какой-то причине не слишком нужны дома, они вдвойне должны чувствовать, что нужны учителю. И он им должен быть нужен. А обычно как? «Вон из класса!». «Да спасибо, я только об этом и мечтал!» Дома не нужен, в школе не нужен. И жизнь вся в черном цвете… Чему после этого удивляться? Мы все очень хорошо представляем, за что их надо ругать и наказывать. А они хотят, чтобы их хвалили, хотят знать, что они хорошие. И это совершенно нормально. А если учитель будет знать, что рядом с ним дети становятся умными и честными, он может считать, что достиг главного. А чтобы достичь этого, нужно научиться любить и научить любить. Так как же это сделать? Любовь — это процесс, то есть смена состояний, и, чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий, то есть подняться по нескольким ступенькам отношений:

  • привлечь внимание к себе;
  • заинтересовать собой;
  • увлечь собой;
  • прийти к сотрудничеству.

Отсюда один из важнейших принципов педагогики — принцип сотрудничества.

И когда мы сумеем прочувствовать каждую ступень этого процесса, тогда научимся любить нашу деятельность и учеников и научим их отвечать взаимностью. А значит, окрасим такую значимую для них школьную жизнь в белый цвет.

А что же дальше? А дальше будет все то, чему вы захотите их научить или добиться от них. И внутренняя мотивация, и желание идти в школу за хорошими, и даже не очень, оценками, за общением с друзьями, а самое главное, к любимому учителю. И чем больше детей назовет учителя любимым, тем счастливее от этого станет и сам учитель, и его ученики. А счастливый человек готов работать с душой, потому что невзначай делится своим счастьем с окружающими.

Да, современные дети и жизненные реалии требуют современного подхода, методик и решения проблем. И в общественном сознании возрастает роль владения иностранным языком. Сменяются поколения – должны меняться и мы. Учатся наши ученики – учимся и мы: совершенствуем свои предметные знания, осваиваем новые технологии, учимся применять их на практике. Порой приходится изучать второй и даже третий иностранный язык. Чтобы быть современными, «продвинутыми», как говорит молодежь. А, значит, ближе и понятнее для них, да и увереннее в себе. Важно быть примером для окружающих, хоть, бывает, это надоедает, «напрягает». Но в суете каждодневных дел и забот важно не терять то чувство, которое привело нас в этот мир, в школу, к детям – чувство любви…