Я обещаю вам, что к концу этой статьи вы получите достаточно знаний и эффективных методов чтения, которые значительно улучшат ваше понимание прочитанного.
Чтение помогает нам развиваться лично и профессионально. Это источник новых идей, озарений и радости. Каждую книгу я читаю по-разному.
Я прочитал много книг для понимания, а не просто для информации. Я использую постепенное и глубокое обучение для улучшения понимания.
Существует большая разница между чтением, чтобы понять идею или концепцию, и чтением просто для информации. То, как вы будете читать «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, будет сильно отличаться от того, как вы будете читать «Приключения Гекльберри Финна» Марка Трейна. Они оба великие авторы с двумя разными идеями и историями.
«Если книга легкая и хорошо вписывается во все ваши языковые условности и мыслительные формы, то вы, вероятно, не сильно вырастете от ее чтения. Это может быть развлечением, но не расширением вашего понимания. Важны трудные книги. Сгребать легко, но все, что вы получаете, это листья; копать трудно, но алмазы можно найти».
— Мортимер Дж. Адлер
Хорошая книга заслуживает активного чтения. Эффективное чтение или изучение чего-то познавательного требует умственной работы. Это неудобно, поэтому мало кто принимает глубокое обучение в эпоху беглого просмотра и быстрого чтения.
«Каждую книгу следует читать не медленнее, чем она того заслуживает, и не быстрее, чем вы можете прочитать ее с удовлетворением и пониманием».
— Мортимер Дж. Адлер
6 шагов к лучшему пониманию прочитанного
Учитесь и практикуйтесь, следуя 6 шагам, и вы очень быстро улучшите качество понимания прочитанного.
Шаг 1: Подготовка
Устраните отвлекающие факторы:
- Отойди от компьютера
- Выключить телевизор
- Установите телефон в режим «Не беспокоить».
- Отключить уведомления социальных сетей и мессенджеров
Читать очень трудно, особенно если вы читаете что-то сложное, когда ваше внимание рассеяно. Внимательное чтение означает, что вы должны найти приятное, удобное место, где вас никто не отвлечет.
Кончик
Сделайте чтение увлекательным, перекусите или выпейте и устройтесь поудобнее. Включите спокойную фоновую музыку, чтобы чувствовать себя максимально комфортно, и сделайте чтение максимально приятным, особенно если это не то, что вам нравится читать.
Шаг 2. Поставьте цель чтения
Прежде чем начать читать, спросите себя: «Почему я читаю именно эту книгу?»
Может быть ты:
- подготовка к экзамену/тесту
- хотите изучить инвестиционные инструменты для размещения ваших активов
- это новая книга по вашей профессиональной теме
В каждом случае уровень чтения будет разным.
Шаг 3: быстрый просмотр
Некоторые задачи по чтению требуют не более чем беглого просмотра.
Во время скимминга обратите внимание на следующее:
- заголовки
- картинки
- графики
- столы
- жирный текст
- курсив
- подчеркнутый текст
Преимущества скимминга
- подготовка памяти, облегчающая запоминание, когда вы читаете во второй раз
- ориентация мышления, помогающая вам узнать, где в документе находится важное содержание
Шаг 4: регулярно делайте паузы
Во время чтения я предлагаю вам останавливаться после каждого значимого абзаца и делать одно из следующих действий:
- Перескажите (сделайте вывод) своими словами то, что вы только что прочитали, и попытайтесь объяснить это себе
- Представьте себе картину прочитанного абзаца, т.е. визуализируйте. Это поможет лучше запомнить материал, так как наш мозг предпочитает работать с визуальными образами. Картинка стоит тысячи слов.
- Подумайте о реализации. Попробуйте увидеть, как вы принимаете в реальной жизни.
Шаг 5: Делайте заметки, выделяйте и резюмируйте
Пока вы читаете, полезно делать следующее:
- Записывайте идеи, вопросы и замечания, которые приходят вам в голову, так как позже это сэкономит часы, когда вы будете вспоминать содержание книги. Вы можете использовать блокнот, приложение Notes на телефоне или компьютере.
- Подсветка. Если книга принадлежит вам, выделение небольших фрагментов текста становится весьма удобным приемом.
Кончик
Используйте крошечные липкие закладки для быстрого доступа к вашим основным моментам
- Подвести итоги. После каждой главы вы можете написать краткое изложение ключевых моментов главы в нескольких предложениях. И опять же это сэкономит много часов, когда вам захочется вспомнить содержание книги.
Шаг 6: Запишите окончательный вывод
После того, как вы закончили книгу, здорово подвести итог всем своим мыслям, идеям и выводам. Для этого у меня есть большой блокнот формата А4 на 100 листов.
Обычно через 2-5 дней после того, как я заканчиваю книгу, я сажусь и начинаю записывать все, что мне показалось интересным и полезным. Я переписываю все основные моменты и замечания, которые я сделал в процессе чтения.
Я считаю это ритуалом – «Я официально закончил с этой книгой!»
Этот блокнот как справочник для книг, которые я читал. И в любое время, когда я готовлю материал для семинара, тренинга или публичного выступления, я могу ссылаться на него, так как он содержит материал, который я усвоил.
Как читать с пониманием
4 уровня чтения
Ознакомьтесь с 4 уровнями чтения. Практикуя его, вы научитесь выбирать правильный уровень для каждой книги, улучшая общее понимание, качество и скорость чтения.
Уровень 1: Элементарное чтение (грамотность)
Это уровень чтения, которому мы все учимся в начальной школе. Если вы читаете эту статью, то уже знаете, что обладает этим навыком. Другими названиями могут быть рудиментарное чтение, базовое чтение или начальное чтение.
При освоении этого уровня человек постигает зачатки искусства чтения, получает базовую подготовку по чтению и приобретает начальные навыки чтения.
Уровень 2: Проверочное чтение (беглый просмотр)
Второй уровень чтения — ознакомительное чтение, которое можно представить себе как разумное пролистывание книги за ограниченное количество времени. Это не только подготовит наш мозг к материалу книги, но и поможет нам решить, хотим ли мы прочитать всю книгу.
Нас учили, что беглое чтение и поверхностное чтение вредны для понимания. Это не обязательно так. Эффективное использование этих инструментов может улучшить понимание.
Адлер определяет это как « систематический беглый просмотр » — это понимание схемы и структуры книги за короткий промежуток времени.
Систематический беглый просмотр — быстрая проверка книги по:
- чтение предисловия
- изучение оглавления
- проверка индекса;
- чтение внутренней куртки
Это должно дать вам достаточно знаний, чтобы понять главы книги, имеющие ключевое значение для аргументации автора. Читайте здесь и там, но не более одного-двух абзацев. Беглый просмотр помогает вам прийти к решению: заслуживает ли эта книга большего количества моего времени и внимания?
Если нет, то положи.
Уровень 3: Аналитическое чтение (понимание)
Это глубокое и полное прочтение книги. На этом уровне человек подробно читает книгу и задает вопросы. Аналитическое чтение предназначено не для развлекательных книг, а для серьезных.
«Одни книги нужно пробовать на вкус, другие — проглатывать, а некоторые — пережевывать и переваривать».
— Френсис Бэкон
На уровне аналитического чтения вы начинаете задействовать свой ум, глубже думать и начинаете понимать авторское письмо, сравнивая и противопоставляя его своему личному опыту, чувствам, мыслям и ранее полученным знаниям.
Если вы читаете, чтобы улучшить понимание, аналитическое чтение совершенно необходимо. Это и более сложная, и более систематическая деятельность, чем любой из двух уровней чтения, обсуждавшихся выше. Аналитический читатель должен задавать много и организованно вопросов о том, что он читает. Аналитическое чтение всегда интенсивно активно. На этом уровне чтения читатель схватывает книгу и работает над ней до тех пор, пока книга не станет его собственной.
Уровень 4: Синтопическое чтение (синтез)
Это самый сложный из всех уровней чтения. Она представляет собой наиболее требовательное и трудное чтение из всех. Это самый полезный уровень чтения, потому что он помогает глубже понять тему.
Синтопическое чтение включает в себя чтение множества книг по одному и тому же предмету, а также сравнение и противопоставление идей, словарного запаса и аргументов.
Это наиболее сложный и систематический вид чтения. Это предъявляет очень высокие требования к читателю, даже если материалы, которые он читает, сами по себе относительно просты и несложны.
Другим названием этого уровня может быть сравнительное чтение. При синтопическом чтении читатель читает много книг, а не одну, и соотносит их друг с другом и с предметом, вокруг которого все они вращаются. Но простого сравнения текстов недостаточно.
С помощью прочитанных книг читатель-синтопист способен построить анализ предмета, которого может не быть ни в одной из книг.
Если вы хотите изучить эту тему более подробно, обязательно прочитайте замечательную книгу Мортимера Дж. Адлера «Как читать книгу: классическое руководство по интеллектуальному чтению».
Аудиокниги против электронных книг: плюсы и минусы
Аудиокниги против электронных книг
Метод SQRWRR
SQRRR или SQ3R — это метод понимания прочитанного, названный в честь его пяти шагов: опрос, вопрос, чтение, декламация и повторение. Этот метод был представлен Фрэнсисом П. Робинсоном, американским философом в области образования, в его книге «Эффективное исследование» 1946 года.
SQRWRR — это расширенная версия метода. Вы можете использовать его, чтобы улучшить свое понимание книг.
Итак, давайте погрузимся.
S=Опрос
Прежде чем приступить к чтению, просмотрите материал, чтобы получить общее представление о содержании.
Просмотрите все чтение / главу, чтобы предварительно просмотреть ее. Подойдите к нему, отсканировав:
- название (я) и подзаголовки
- резюме или рефераты
- введение и заключение
- визуальные материалы (рисунки, диаграммы, графики или таблицы) и подписи к ним
- первое и последнее предложения в абзацах
- вывод
- любые фокусные вопросы
Этот шаг обычно занимает несколько минут, но он дает представление о том, что будет представлено.
В=Вопрос
Ваше чтение будет более запоминающимся, если вы будете сомневаться в материале.
Во время опроса записывайте свои вопросы. Записывая вопросы, вы сохраняете бдительность и сосредоточенность на своей работе.
1. Спросите себя
- О чем эта глава/статья?
- Что я уже знаю об этом предмете?
- Как это чтение соотносится с тем, что я уже знаю/прочитал?
2. Сформулируйте вопросы, которые будут направлять ваше чтение
Подумайте о конкретных вопросах, на которые вам нужно или хотелось бы найти ответы. Прочтите любые фокусные вопросы в конце чтения.
Превратите заголовок, заголовки и подзаголовки в вопросы. Например, если заголовок «Качественные и количественные исследования», ваш вопрос может звучать так: «В чем разница между этими двумя типами исследований?»
3. Составьте список вопросов для рассмотрения.
Вы будете использовать их во время повторения, чтобы помочь вам вспомнить, что вы прочитали.
R1=Чтение
Будьте готовы ПРОЧИТАТЬ материал дважды.
Сначала прочитайте, не делая заметок:
1. Снизьте темп и читайте активно
Активное чтение требует концентрации, поэтому не торопитесь и найдите тихое место, где вы можете читать и сосредоточиться. Убедитесь, что вы понимаете, что вы читаете. Снижайте скорость чтения сложных отрывков. Остановитесь и перечитайте непонятные части.
2. Найдите ответы на вопросы, которые вы записали ранее.
Ищите и вы найдете.
3. Сравните схемы и иллюстрации с письменным текстом.
Часто вы поймете больше от них.
4. Используйте словарь
Если вам трудно понять текст, поищите сложные слова в словаре или глоссарии терминов и перечитайте. Если значение слова или отрывка все еще ускользает от вас, оставьте его и читайте дальше. Возможно, прочитав больше, вы найдете его более доступным, и смысл станет ясным.
W=Написать
При втором чтении начните делать заметки:
1. Делайте заметки
Делайте пометки из текста. Напишите их своими словами.
2. Читать по разделам
Раздел может быть разделен на заголовки или подзаголовки.
3. Подведите итоги
После прочтения раздела постарайтесь сформулировать основную мысль одним предложением.
4. Подчеркните и выделите
В своих заметках подчеркните или выделите важные моменты. Это будет полезно для последующего обзора.
R2=Отозвать (Получить)
Сделайте краткий пересказ ключевых моментов и идей из главы/книги своими словами. Вы также можете записать его.
1. Не достигайте пика
Закройте книгу и накройте свои записи.
2. Включите память
Расскажите или напишите заметки о том, что вы помните об основной идее и ключевых моментах чтения.
3. Сравните
Проверьте их точность по заметкам, которые вы сделали во время чтения.
4. Перепроверьте
Вернитесь к чтению и перепроверьте.
R3=Обзор
А теперь ПРОВЕРЬТЕ то, что вы прочитали.
Проверьте правильность своих заметок по исходному материалу, если вы подчеркнули главное, это должно быть просто. Это важная часть процесса, потому что она действительно может помочь вам прояснить и запомнить то, что вы прочитали.
На следующий день прочитайте свои заметки, чтобы заново ознакомиться с основной идеей и ключевыми моментами.
Как читать с пониманием
Метод PQRST
Предварительный просмотр, вопрос, чтение, резюме, тест или метод PQRST — это эффективный способ выучить материал и сохранить его в памяти. Метод PQRST направлен на то, чтобы помочь читателям усвоить информацию, полученную из книг, в долговременную память.
Изучите и практикуйте метод PQRST, чтобы улучшить свои способности к пониманию чтения.
P = предварительный просмотр
1.1. Оглавление
Чтобы ознакомиться с книгой, которую вы собираетесь читать, прочитайте оглавление. Обратите внимание на название глав и структуру содержания.
1.2. Заголовки, резюме и ключевые слова
Чтобы получить представление о книге, сначала отсканируйте ее. Посмотрите на заголовки, выделенные полужирным шрифтом ключевые слова и резюме глав. Эти части должны давать общее представление о том, что будет охватывать глава или раздел, и определять дальнейшее чтение содержания. В некоторых книгах той же цели могут служить материалы, рисунки, карты или диаграммы.
В=Вопрос
2.1 Превратите заголовки тем в вопросы
Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы ответить, когда закончите изучение. Начните с использования предметных заголовков или подзаголовков, чтобы сформулировать вопросы. Например, превратить заголовок «Теория относительности Эйнштейна» в вопрос «Что такое теория относительности Эйнштейна?»
2.2. Создание вопросов на основе вашего предварительного просмотра
Запишите любые вопросы, которые могут у вас возникнуть после этапа предварительного просмотра. Включите столько вопросов, сколько у вас есть, исходя из вашего понимания содержания. Если в книге, которую вы изучаете, есть вопросы, добавьте их в список.
Например, предварительный просмотр книги «Деньги: Мастер игры» может привести к тому, что вы зададитесь вопросом вроде «Как уменьшить мои налоговые сборы на 10%?»
2.3. Генерация вопросов на основе ваших предыдущих знаний по теме
Используйте знания, которые у вас уже есть по теме, чтобы генерировать вопросы. Вопросы должны быть направлены на разъяснение правды о предмете. По мере изучения вы получите ответы на эти вопросы.
3. Р=Читать
3.1 Выделяйте важные вещи
Прочитайте абзацы, чтобы выделить важные моменты каждого из них. Каждый абзац текста содержит одну основную мысль и другие, вспомогательные идеи. Выделите основной смысл каждого абзаца, чтобы вы могли легко вернуться к нему без необходимости снова просматривать все содержимое.
Делать заметки на полях вашего учебного материала — это также хороший способ отметить важные детали.
3.2. Оцените свое понимание
Выберите интервал, через который вы остановите чтение и оцените свое понимание содержания, которое вы только что изучили (например, каждые десять минут, каждую главу). Спросите себя, узнали ли вы что-нибудь из текста или усвоили ли вы все детали, которые прочитали. При необходимости перечитайте текст.
S = суммировать
4.1. Пишите заметки для себя
На основе прочитанного делайте заметки для себя, используя свои вопросы, ответы на них и другой контент, который вас заинтересовал. Используйте формат ведения заметок, который вам больше всего подходит. Убедитесь, что ваши заметки разборчивы и достаточно связны, чтобы к ним можно было легко обратиться позже.
4.2. Записывайте номера страниц и ссылки в своих заметках
Пока вы пишете свои заметки, записывайте номера страниц исходного материала, на который вы ссылаетесь. Наличие этой информации позволит вам легко вернуться к источнику при просмотре своих заметок. Если какие-либо соответствующие карты, диаграммы, рисунки или другие наглядные пособия относятся к части ваших заметок, запишите и для них номера страниц.
4.3. Читай ноты про себя или вслух
В дополнение к письменным заметкам, подведение итогов прочитанного (вслух или в уме) является отличным способом обработки и сохранения информации. Организуйте свои мысли так, как если бы вы читали лекцию или презентацию по предмету, и сделайте «урок» как можно более полным.
Оформляя изученный материал в стиле презентации, вы делаете содержание более увлекательным и понятным как для себя, так и для воображаемой аудитории.
Т = тест
5.1. Прочитайте и ответьте на ваши вопросы
Ответьте на вопросы, которые вы составили для себя. Не заглядывайте в свои заметки, пока не закончите самопроверку. Отметьте вопросы, на которые вы ответили неправильно или на которые не ответили, и уделите особое внимание содержанию, связанному с ними.
5.2. Используйте мнемонические приемы
Мнемонические приемы — это приемы запоминания, которые позволяют вашему мозгу лучше кодировать и сохранять информацию. Эти учебные приемы — это, по сути, ярлыки, которые позволяют вам вспоминать вещи в виде аббревиатур, изображений, рифм, песен. Создавайте или используйте мнемонические приемы для контента, который вам труднее запомнить при изучении.
5.3. Просмотрите учебный материал
Основываясь на разделах, с которыми вы сталкиваетесь при тестировании себя, просмотрите свой учебный материал. Перечитайте свои заметки и, при необходимости, перепишите заметки к содержанию, которое вам трудно запомнить, чтобы лучше понять его. Продолжайте проверять материал, пока не почувствуете уверенность, что выучили его.
Как читать с пониманием
Метод КВЛ
Метод чтения KWL — это метод обучения, используемый для улучшения понимания прочитанного. Это также улучшает способность читателя запоминать и лучше понимать материал.
KWL расшифровывается как « Знай – Что – Узнай »
В методе KWL читателей сначала просят подумать о том, что они уже знают о предмете, прежде чем они прочитают материал.
Например, предположим, что они читают в классе книгу о мексиканской кухне. В колонке « знаю » они записывали названия знакомых им мексиканских блюд, таких как энчиладас, тако и тостадас.
Когда учащиеся заканчивают шаг « знаю », они переходят к колонке « что ». Здесь они записывают то, что надеются узнать о предмете из отрывка. Учитывая, что речь идет о мексиканской кухне, они могли бы написать, что надеются узнать, как приготовить энчиладас с нуля.
В-третьих, студенты читают отрывок, а затем резюмируют то, что они узнали из прочитанного. Возможно, они не научились делать энчиладас с нуля в колонне, а узнали, как делается позоле. Они записывали это в графу « узнал ».
Таблица KWL Как читать с пониманием
Эффект интервала и повторение
Spacing Effect и Spacing Repetition направлены на улучшение качества запоминания прочитанного материала в долгосрочной перспективе.
Эффект интервала
Эффект интервала показывает, что обучение более эффективно, когда учебные занятия разнесены. Этот эффект показывает, что больше информации закодировано в долговременную память при интервальных учебных занятиях, также известных как интервальные повторения.
Психолог XIX века Герман Эббингауз предположил, что активное вспоминание с увеличением временных интервалов снижает вероятность забывания информации. Этот надежный вывод был подтвержден многими исследованиями памяти.
Эта техника будет особенно полезна при изучении новых слов, цитат и стихов.
В книге Fluent Forever: Как выучить любой язык и никогда его не забыть Габриэль Уайнер пишет:
Интервальное повторение… [является] чрезвычайно эффективным. За четыре месяца, практикуясь по 30 минут в день, вы сможете выучить и запомнить 3600 карточек с точностью от 90 до 95 процентов. Эти карточки могут научить вас алфавиту, словарному запасу, грамматике и даже произношению. И они могут делать это, не становясь утомительными, потому что они всегда достаточно сложны, чтобы оставаться интересными и веселыми.
— Габриэль Винер
«Кривая забывания» Германа Эббингауза
Что такое решение?
Интервал повторения
Есть способ замедлить процесс забывания. Нам нужно только вспомнить или вернуться к информации после того, как мы впервые столкнулись с ней. Просмотр информации позже, через определенные промежутки времени, помогает нам запомнить больший процент материала.
Как выразился Эббингауз:
«При любом значительном количестве повторений правильное распределение их по промежутку времени определенно более выгодно, чем их массирование в одно время».
— Герман Эббингауз
Наиболее эффективные временные интервалы интервальных повторений
Петр Возняк, создатель SuperMemo — суперэффективной системы изучения языков, потратил годы на изучение этого вопроса.
Алгоритм, определяющий интервалы SuperMemo, довольно сложен, но вот упрощенная версия некоторых из его первых оптимальных интервалов:
- Первое повторение: 1 день
- Второй повтор: 7 дней
- Третье повторение: 16 дней
- Четвертое повторение: 35 дней
Вы можете прочитать о системе аналоговых интервальных повторений и приложениях в Collegeinfogeek и Википедии.
Вывод
Резюме
Чтобы лучше понимать текст и книги, которые вы читаете, требуется время и практика. И не хаотичной практики, а конкретной.
Начните улучшать свое понимание прочитанного с помощью 6 шагов для лучшего понимания и 4 уровней чтения, с которыми вы ознакомились в начале этой статьи, поскольку они являются основой. А затем, когда вы почувствуете себя комфортно, приступайте к реализации техник и методов: SQRWRR, PQRST, KWL, Spaced effect и Repetition.
И я обещаю, что вы улучшите свое понимание прочитанного.